Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким военным заказам как внутри гетто, так и вне его. Варшавское гетто быстро превратилось в крупный ремесленно-торговый центр общепольского значения. Тайные фабрики, ютившиеся в замаскированных помещениях, в подвалах, работая по ночам, поставляли на широкий польский рынок ткани, крестьянские куртки, носки, рукавицы, щетки, различную галантерею и бесчисленное множество иных товаров. Сырье нелегально доставлялось из Лодзи, Ченстохова, Томашува и других городов.
Верхний слой в еврейском квартале составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки. «Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы” с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, — так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноименного фильма Романа Поланского, — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах». В гетто было 6 театров, кабаре, рестораны, кафе, играли оркестры, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...
В книге Анки Групиньской Ciągłe po kołe есть красноречивое признание:
Верхний слой в еврейском квартале составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки. «Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы” с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, — так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноименного фильма Романа Поланского, — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах». В гетто было 6 театров, кабаре, рестораны, кафе, играли оркестры, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...
В книге Анки Групиньской Ciągłe po kołe есть красноречивое признание:
Человек, взявший в Израиле имя Исар Ариэль, рассказывал нам, как носил в гетто кокаин, а на арийскую сторону – фальшивые фунты стерлингов, как переправлял девочек в бордели. Старый человек в заплеванном кафе на юге Тель-Авива сказал нам тогда, что это были самые счастливые дни его жизни. «Мы были молодыми, понимаешь!».
Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигали астрономических размеров. Пособники нацистов - члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в еврейском квартале немцы дали разрешения для работы 70-и хлебопекарен, но евреи открыли ещё 800 незарегистрированных - для них использовалось сырьё провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.
Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо – сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки все транспортное дело внутри гетто и промышлявшие кроме того в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.
Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций - черная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни черной биржи гетто: некий Эмануэль Рингельблюм вспоминал что там торговали земельными участками в Палестине!
Он также рассказал о том как через еврейское кладбище контрабандисты за одну ночь переправили двадцать шесть коров и о том как еврейский полицейский разбил себе часы, избивая еврея, после чего потребовал с того сотню злотых за причиненный ущерб.
На швейных предприятиях варшавского гетто евреи-коллаборационисты трудились ради победы Рейха и шили форму для Вермахта, а контрабандисты продавали сотни украденных комплектов немецких армейских униформ польскому подполью. Чем не герои?
Он также рассказал о том как через еврейское кладбище контрабандисты за одну ночь переправили двадцать шесть коров и о том как еврейский полицейский разбил себе часы, избивая еврея, после чего потребовал с того сотню злотых за причиненный ущерб.
На швейных предприятиях варшавского гетто евреи-коллаборационисты трудились ради победы Рейха и шили форму для Вермахта, а контрабандисты продавали сотни украденных комплектов немецких армейских униформ польскому подполью. Чем не герои?
* * *
Целую книгу можно написать о "дружеских" отношениях и "взаимоподдержке" среди евреев в Варшавском гетто. Приведу лишь пару характерных примеров.
В гетто и вокруг него кишели разного рода вымогатели. Работники городской электросети, например, обирали жителей отдельных домов, угрожая отключить электричество. Жаловаться на них было некому и некуда, поэтому жильцы вносили требуемую сумму. Нередко после ухода одних вымогателей появлялись другие - с тем же требованием и с той же угрозой. Позже промышлявшие в одиночку "электрики" объединились в большие шайки, поделили гетто на сферы влияния и приступили к организованному взиманию поборов.
Особой изобретательностью отличались еврейские полицейские. 28-го октября 1941 года один из них прошел по всем квартирам в обоих домах по адресу улица Дзельна 93 (примерно 2000 жильцов) и раздал штрафы якобы за свет в часы затемнения. Не помогли никакие возражения что уже неделю не было электричества, и никто не мог включить свет; что в большинстве домов итак никогда не зажигают свет; и что все окна занавешены толстыми шторами или заклеены черной бумагой и т.д. Все, кто отказался дать ему несколько злотых (он был согласен и на пятерку), получили штраф за включенный свет и нарушение правил затемнения – 55 злотых.
Вечером, минут за 15–20 до девяти, когда пешеходное движение в гетто должно было прекращаться, полицейские часто переводили стрелку вперед и хватали прохожих, требуя выкупа. Полицейские не стеснялись также раскапывать могилы и вырывать у покойников золотые зубы.
Немцы решили спасти жителей гетто, разгрузить его и перевести нетрудоспособную и безработную часть населения в лагеря Люблинского дистрикта, где была возможность обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия проживания. Продовольствия на всех не хватало - слишком много евреев не работало, в подвалах скрывались тысячи молодых и здоровых людей, прокормить которых было не просто. Глава отдела администрации Варшавской области отправил юденрату письмо, что в случае, если евреи не предоставят квоту в лагеря, то продовольственное снабжение гетто будет прекращено, а трудовые лагеря превратятся в каторжные. Фабриканты пытались уговорить евреев поехать добровольно. Восемь мастеров-евреев, специально привезенных из Люблина, расхваливали условия, ожидавшие там переселенцев. Им вторила еврейская администрация фабрик. Но еврейские гангстеры открыто, на глазах у всех, расправились с люблинскими мастерами, жестоко избив их, и застрелили директора фабрики, принимавшего участие в агитации. После чего бандиты подожгли склады и фабричные здания.
Вечером, минут за 15–20 до девяти, когда пешеходное движение в гетто должно было прекращаться, полицейские часто переводили стрелку вперед и хватали прохожих, требуя выкупа. Полицейские не стеснялись также раскапывать могилы и вырывать у покойников золотые зубы.
Собственно, проблемы у гетто начались не столько из-за коррупции или массового уклонения от работы, сколько из-за крайней антисанитарии, вызвавшей эпидемии тифа, туберкулеза и дизентерии. На улицах и в домах было грязно, евреи завшивели, тиф летом 1941 года был зафиксирован в 300 из 1400 домов. В больницах тифозные лежали по двое-трое на одной постели, некотрые лежали на полу в палатах и в коридорах. В середине 1941 г. хоронили по 150 человек ежедневно (часто, как "доказательство холокоста", на различных сайтах демонстрируют фото умирающего на улице в Варшавском гетто бомжа, а рядом с ним проходят десятки безразличных к судьбе единоверца хорошо одетых и откормленных евреев). Бедняки, не имевшие средств заплатить владельцам бюро ритуальных услуг за похороны, выбрасывали умерших в чужие дворы или прямо на тротуары. Размах эпидемии требовал чтобы санитарную обработку проходили до 20000 человек в день, однако юденрат сэкономил на дорогом, но эффективном Циклон-Б, и закупил некачественный препарат для уничтожения насекомых, которого к тому же не хватало.. Кроме того, множество сублюдающих иудейскую традицию евреев уклонялось от мытья в бане и дезинфекции от педикулёза, а торговля евреями старой одеждой, в том числе доставшейся от мёртвых, также способствовала распространению ими болезней.
Немцы решили спасти жителей гетто, разгрузить его и перевести нетрудоспособную и безработную часть населения в лагеря Люблинского дистрикта, где была возможность обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия проживания. Продовольствия на всех не хватало - слишком много евреев не работало, в подвалах скрывались тысячи молодых и здоровых людей, прокормить которых было не просто. Глава отдела администрации Варшавской области отправил юденрату письмо, что в случае, если евреи не предоставят квоту в лагеря, то продовольственное снабжение гетто будет прекращено, а трудовые лагеря превратятся в каторжные. Фабриканты пытались уговорить евреев поехать добровольно. Восемь мастеров-евреев, специально привезенных из Люблина, расхваливали условия, ожидавшие там переселенцев. Им вторила еврейская администрация фабрик. Но еврейские гангстеры открыто, на глазах у всех, расправились с люблинскими мастерами, жестоко избив их, и застрелили директора фабрики, принимавшего участие в агитации. После чего бандиты подожгли склады и фабричные здания.
Переселение евреев в трудовые лагеря также происходило по-еврейски. Юденрат должен был ежедневно готовить к отправке по 6000 человек иждивенцев и безработных, кроме тех кто работал на предприятиях или в юденрате, их жен и детей. Половина выселяемых отправлялись в трудовые лагеря, половина - в другие гетто (некоторые евреи убегали и возвращались в обратно). Две тысячи еврейских полицейских вначале отправляли нищих, потом инвалидов, стариков, беженцев, беспризорных детей, а богатых и бандитов оставляли, разумеется не бескорыстно. Однако скоро попрятались и бедолаги. Юденрат призвал население гетто помочь еврейской полиции отправить установленное число людей. Было предложено создать группы добровольцев для помощи полиции в деле выселения. Еврейская полиция пообещала по три килограмма хлеба и по килограмму мармелада желающим выдать прячущихся евреев - и еврейский народ потянулся, награду вскоре даже пришлось уменьшить от наплыва добровольцев! Имущество выселяемых полицейские тут же грабили. Прочёсывание кварталов также помогало еврейским полицейским хорошо нажиться – за взятки они отпускали задержанных.
Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведенную немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, болезнях, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Ведь рейд немцев спровоцировали вооруженные до зубов еврейские воры, рэкетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население – стариков, женщин, детей. Надо сказать, что в гетто находился весь цвет криминальной Варшавы. Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых. Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения - отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму. Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали, по их словам, "рейд против воров и бутлегеров". В акции активное участие приняли еврейские полицейские - они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.
Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чем неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно - бандиты поджигали новые здания. Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми:
«И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия!».
Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет:
«Какое право имели мы, небольшая группка молодежи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».
Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех его жителей отправили в другие гетто и трудовые лагеря - и практически все они чудом выжили. Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков. В интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Малка Здроевич с подругой Блюмой была схвачена с оружием, но их не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, затем в Освенцим - конечно же они "чудом пережили холокост". Еще более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подворотни. На переднем плане идет мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках. Этот мальчик - Цви Нуссбаум- ЛОР-доктор, живет недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат Йозеф Блоше был предан суду в Восточной Германии после войны и казнен по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.
В центре чудом выживший мальчик Цви Нуссбаум (Zwi Nußbaum), справа (с очками на каске) осужденный и казненный за зачистку гетто от бандитов немецкий солдат Йозеф Блоше (Josef Blösche) |
Командир «восстания» Мордехай Анилевич вместе со своей любовницей и своим штабом совершили геройское коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд. Один штрих к портрету руководителя «восстания»: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: "Мордка, почему ты закрываешь руками миску?" Он отвечал: "Я так привык, чтобы братья не отняли". Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая. Сегодня теория холокоста утверждает что эти люди были "героями". Видимо их "геройство" заключалось в том, что они уклонялись от работы, прячась в подвалах и занимаясь примитивным бандитизмом. Свое оружие против немцев они обернули лишь однажды - когда те начали выковыривать терроризировавших гетто "героев" из канализационных колодцев.
Немцы защищают мирное население еврейского квартала от бандитов и эвакуируют его в безопасное место. Бандиты использовали стариков, женщин и детей как живой щит. |
Немцы прочищали гетто аккуратно и не торопясь - у них почти не было потерь. В начале мая руководители еще одной банды под руководством Марека Эдельмана обнаружили ход в канализацию и убежали из гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) - убежали, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах. По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Примечательно, что во время празднования 50-й годовщины "восстания" в варшавском гетто глава израильского государства потребовал у Леха Валенсы не давать слова Мареку Эдельману.
Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.
Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.
Убежавшие за пределы гетто воры, рэкетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.
Если кто-то будет доказывать что это были не бандиты, а партизаны - герои-подпольщики, отвечаю: партизаны и подпольщики ведут борьбу с оккупантами, а не с мирным населением и своей же еврейской полицией.
Хочется еще раз обратить внимание на то, что описанные выше безобразия в Варшавском гетто немцы терпели около двух лет и предоставляли евреям любые возможности для самостоятельного исправления ситуации, увещевали их навести порядок и долго закрывали глаза на неисполненные приказы. Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рэкета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия. В качестве примера можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей гетто Терезиенштадт, где аккуратные немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к ее уничтожению.
Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии. Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как евреи гетто способствуют военным усилиям Германии. В ноябре сорок второго немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.
Гетто Жмеринки во главе с Адольфом Гершманом верно служило румынской администрации. Работали цехи и мастерские, живущие в гетто евреи производили на продажу за пределами гетто обувь, гвозди, мыло, спирт... Продукты и сырьё для еврейского квартала закупались вне его по обычным ценам и по тем же ценам продавались внутри гетто. Гершман открыл в гетто магазины, буфет и столовую, больницу и аптеку, парикмахерскую, школу. Там устраивались концерты местной самодеятельности, приезжала еврейская труппа из Могилёва. От евреев, кто позажиточней, Гершман требовал помогать и беженцам и своим беднякам. Помогала им и любовница Гершмана – медсестра, заведовавшая детским садом. Глава юденрата был свиреп с медиками. Зато в гетто, при всей скученности, не болели тифом. Результат? 8000 евреев Жмеринского гетто радостно встретили советские войска в родном городе, а не в карантинном бараке Освенцима.
Польский профилактический плакат: "Евреи - вши - сыпной тиф". 1942 г. |
Немцы ликвидировали некоторые опасные для жизни гетто или вывозили часть его жителей в трудовые лагеря ради спасения самих же евреев. Один из чудом выживших в пекле еврейского самоуправления Моисей Цимкинд вспоминает как летом 1942 года немцы деловито объявили о наведении порядка в гетто с. Глубокое в Северо-Западной Белоруссии, большинство населения которого, по словам Цимкинда, не имело регистрации:
"В гетто слишком большой процент нелегалов и иждивенцев: стариков, симулянтов, больных, и нам нет смысла содержать здесь тех, которых вы сами не можете содержать. В гетто будут оставлены только зарегистрированные трудоспособные евреи и их семьи. Те, кто до сих пор не зарегистрирован в Юденрате, должны в течение недели встать на учет и получить справки ("шайн") о регистрации и трудоспособности. Мы обещаем обеспечить их работой и питанием".
Дальше Цимкинд вспоминает следующее:
Я не знал как поступить, поскольку уже готовился с группой товарищей уйти в лес, но все же решил явиться в Юденрат на регистрацию. По дороге встречаю своего друга Бомку Гениховича и спрашиваю его: "Ну, что будем делать? Идем в Юденрат?" - "Я не пойду!..." - "Если ты не идешь, тогда я тоже не пойду!".... Те, у кого не было регистрации, стали прятаться по заранее приготовленным "малинам" (тайным убежищам). Я и еще несколько человек спрятались в сарае, на чердаке...
После того как немцы вывезли некоторое количество евреев в лагеря, жизнь гетто вошла в привычное русло. И хотя Цимкинд "забыл" указать чем он целый год зарабатывал в гетто себе на хлеб, он вспомил вот что:
Айзик сказал, что вчера в гетто из леса приходил с оружием Бомка Генихович и обещал снова появиться. Мы с Бодневым сразу решили присоединиться к Бомке, смогли купить патроны, но оружия, кроме старого неисправного пистолета, не достали. В гетто можно было достать только патроны, а если сильно повезет, то и гранаты...
Приведенные здесь истории о Варшавском и других гетто без холокостных приукрашиваний выглядят достаточно непривычно, однако все что здесь было написано на 100% взято из еврейских источников (остальная статья строится на них примерно на 80%). Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать "голую" информацию - вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл происходившего. И тогда у вас непременно возникнет вопрос: "А при чем здесь холокост?"
Тему масштабного еврейского сотрудничества в форме юденратов и еврейской полиции закроем следующей безусловно интересной информацией. Как вы догадываетесь, все эти десятки тысяч еврейских коллаборантов - сотрудники юденратов, полицейские и капо - являются жертвами холокоста. Мстительные маньяки из т.н. "центра им. Визенталя", которые гоняются за престарелыми пособниками нацистов, набирают в рот воды когда дело касается своих родных еврейских предателей. Единственный и очень таинственный суд над сотрудниками юденратов состоялся в Израиле в 1950-х годах. Из 5 (хотя некоторые евреи уверяют что их было 40) подсудимых лишь один получил реальный срок - 2 (два) года тюрьмы, а остальные были отпущены на волю. Имена этих 5 лиц засекречены, протоколы заседаний закрыты, приговоры не опубликованы. Позже одно израильское издание все-таки докопалось до обоснования мягкости наказания в приговоре:
"Поскольку подсудимые евреи по национальности и совершили свои преступления будучи напуганными, растерянными, обманутыми - это следует рассматривать как смягчающее обстоятельство".
В той же статье черным по белому подчеркивается и тот факт, что израильский закон не допускает смертного приговора еврею. Поэтому смертные приговора заменены на 1-3 года тюрьмы, причем, кроме одного, они вынесены условно. Т.е. суд фактически оправдал убийц и предателей только потому, что они евреи по национальности.
И здесь очень к месту будет сказать пару слов о вышеупомянутом еврейском кумире Визентале и о его "центре охотников за нацистами". По собственному признанию, в июле 1941 года Визенталь вместе с тридцатью девятью представителями интеллигенции Львова был брошен гитлеровцами в тюрьму. По странному "стечению обстоятельств" все заключенные, кроме Визенталя, были расстреляны, а он вскоре оказался на свободе. После удачного "почина" Симон, как установлено польским журналистом Луцким по архивным документам, стал кадровым агентом гитлеровцев. И не заточали его в фашистские застенки, о чем он непрерывно кликушествовал, а забрасывали туда для очередной провокации. Визенталь, по его утверждению, прошел через пять гестаповских тюрем и двенадцать лагерей. Нетрудно себе представить, сколько человеческих жертв на черной совести матерого провокатора. После войны он создал частное шпионское агентство, т.н. "Центр Визенталя", применяющее незаконные методы слежки и присвоившее себе право тайного суда. Обуреваемые жаждой мести, "сотрудники" этой частной конторы до сих пор выискивают по всему миру бывших охранников трудовых лагерей и занимаются их травлей, обвиняя в несуществующих преступлениях. В связи с тем, что таких людей уже практически не осталось в живых, мстительные члены "Центра Визенталя" сейчас зарабатывают себе на жизнь розыском, можно даже сказать, созданием фактов "антисемитизма", и истеричным раздуванием их до масштабов вселенской катастрофы. Если бы мне поручили разработать девиз для этой конторы имени Агента Гестапо, я бы выбрал три слова: "Паранойя, провокации и нетолерантность".
Источник: http://holocaustrevisionism.blogspot.com/2012/02/blog-post_28.html